Для более наглядной демонстрации критерия отбора способа привлечения финансирования для сделок слияний и поглощений, стоит рассмотреть алгоритм такого выбора. Представим его в виде бизнес кейса. Допустим, существуют два игрока рынка: компания А и компания В, которые хотят приобрести компанию С. Для каждой из этих компаний существуют свои исходные данные, которые представлены в табл. 18.


Таблица 18. Финансово экономические показатели компаний А и В

Исходя данной ситуации рассмотрим, какие же способы может использовать каждая из компаний и какой из них для нее наиболее эффективный при реализации сделки М&А (табл. 19).


Таблица 19. Возможные виды финансирования слияний и поглощений для компаний А и В



I. Выбор способа финансирования для компании А


Компания А может использовать практически все инструменты привлечения финансирования для поглощения компании С, за исключением публичного размещения акций (IPO). Невозможность использования фондового рынка для привлечения необходимого капитала, даже при условии высокой готовности компании к размещению, заключается в малом размере компании. Низкая капитализация объясняет и высокую стоимость привлечения (расходы андеррайтера, консультантов и т. д.). Так, при размещении 30 % ного пакета акций компания сможет привлечь только $10,8 млн. Даже при прибавлении к нему собственных свободных средств компании в размере $2 млн общий объем составит всего $12,8 млн, что не позволяет приблизится к сумме сделки. При этом размещение большего пакета акций на рынке для привлечения большего объема нецелесообразно, так как высока вероятность потери контроля над бизнесом. К тому же низкая стоимость компании не делает ее акции ликвидными, существует большая вероятность низкого интереса к ним со стороны широкого круга инвесторов, в результате чего компания может не получить запланированных средств в связи с отсутствием спроса. Таким образом, риск использования такого вида финансирования достаточно высок, и мы его исключаем как возможный способ привлечения необходимых средств.

Использование облигаций для привлечения финансирования возможно для компании, но, как и в случае с IPO, акции компании недостаточно ликвидны, что может помешать их эффективному размещению и привлечению необходимых средств. Поэтому данный вид привлечения денежных средств будем рассматривать в последнюю очередь в случае неудачного привлечения от других источников.

Использование кредита и вексельной программы для привлечения средств в данной ситуации является наиболее привлекательным инструментом, так как компания обладает достаточным залоговым обеспечением и у нее высокая степень готовности выхода на публичный рынок, что благоприятно отразится на размещении векселя при выборе этого способа финансирования.

Таким образом, для компании А наиболее целесообразным и эффективными способами привлечения финансирования будут являться кредит и вексель. К положительным моментам данного выбора относится создание положительного кредитного имиджа компании, что позволит в дальнейшем перейти на рынок облигаций.


II. Выбор способа финансирования для компании В


Размер компании В позволяет использовать все виды финансирования. Однако наличие крупных долговых обязательств и недостаточность времени для реализации проекта М&А не позволяют компании использовать такие виды финансирования, как кредит и фондовый рынок. Первый связан с наличием долгового обременения, для чего компания будет вынуждена искать либо дополнительное обеспечение, либо гарантии третьих лиц. Во втором случае (финансирование путем выхода на фондовый рынок) отсутствует достаточное количество времени для подготовки компании к выходу на публичный рынок и проведения эффективного размещения.

Поэтому для привлечения финансирования компании В следует рассматривать вексельные и облигационные рынки. Использование данного вида привлечения средств наиболее эффективно в данной ситуации. Компания соответствует требованиям этих рынков, и срок, который требуется для их реализации, достаточен, чтобы рассматривать их как источник привлечения финансирования.


Вас заинтересует