Другим фактором, способствующим развитию слияний и поглощений, а также делающим рыночную конъюнктуру более благоприятной, является наличие значительных зарубежных финансовых ресурсов, направляемых в ту или иную отрасль. Конечно, первостепенным объектом вложений выступает сырьевой сектор.


Так, в 2004 г. иностранными инвесторами в нефтеперерабатывающую промышленность было направлено примерно $8,2 млрд, или 20,1 % от общего объема инвестируемых средств; с бурным развитием ритейла и выходом компаний на фондовый рынок объем иностранных инвестиций в торговлю и общественное питание составил примерно $13 млрд, или 32,1 %.


И это уже не отдельные точечные вложения в нефтегазовый и телекоммуникационный секторы, а широкомасштабные инвестиции. По разным оценкам до конца 2006 г. в Россию может влиться не менее $20 млрд прямых инвестиций.

Иностранные инвестиции хлынули в недвижимость, в частности в начале 2006 г. в секторе офисной и складской недвижимости наблюдалась чрезвычайная активность иностранцев. И это неудивительно, так как в Европе недвижимость переоценена, она уже приносит невысокий доход, сравнимый с банковскими вкладами, и естественно, что инвесторы устремились на бурно развивающиеся рынки, в том числе в Россию.


Например, британская инвестиционная компания Raven Russia купила складских помещений на $110 млн и приобрела 50 % ную долю в логистическом комплексе под Санкт Петербургом.

Активно вкладывают в Россию и фонды прямых инвестиций, которых уже насчитывается примерно 10–15. Например, фонд Baring Vostok вложил в различные проекты $64 млн, в первой половине 2006 г – $58 млн. Ведутся переговоры с губернатором Волгоградской области о $55 млн инвестициях в строительство маслоэкстракционного завода компанией Cargill. Французская компания Accor Group подыскивает места под строительство отелей «Ibis» и «Novotel» в Сибири, на юге России. Итальянская Merloni Progetti совместно с Внешэкономбанком и компанией «Литинтерн Консалтинг» инвестирует более 680 млн в модернизацию производства Орского завода холодильников.

Или, например, немецкий гигант химической промышленности BASF (продажи которого в России в 2005 г составили 6248 млн, а персонал в России насчитывает около 400 чел.) рассматривает возможность выхода на российский рынок, в том числе открытия производства в России. Надо отметить, что компания уже владеет в РФ небольшим заводом по производству полиуретана.


Таким образом, совокупность разных факторов (интерес игроков рынка, приток инвестиций, доходность и высокий темп роста отрасли и пр.) формирует благоприятную рыночную конъюнктуру, которая активизирует процессы М&А и позволяет компаниям при выработке стратегии выбрать наиболее благоприятную ситуацию для входа на рынок. Использование благоприятного рыночного момента для входа позволяет, конечно, существенно снизить стоимость «входного билета» в данный сектор рынка (по нашим оценкам, экономия может составлять примерно 40–60 %). Надо сказать, что компании, специализирующиеся на спекулятивности сделок М&А, очень хорошо используют данный фактор, что позволяет им заработать значительную прибыль от этих операций.


Например, консорциум «Альфа групп» в 2003 г. на приобретение 10 элеваторов потратил примерно $20 млн (всего было приобретено 15 элеваторов), в то время как уже в 2004 г. группа продала этот актив уже по цене $35 млн.


Вас заинтересует