2. Приобретение ключевых игроков рынка

Приобретение игроков из второй группы позволяет компании занять лидирующие позиции в отрасли с объемом рынка в 12 %, к тому же компания становится ключевым игроком данной отрасли с хорошей перспективой роста. Для данного приобретения снижается стоимость привлекаемых кредитных ресурсов, что позволяет расширить круг источников привлечения заемных средств, ощущается эффект от экономии на масштабе производства.

Следует также отметить, что приобретение компаний из первой, второй групп позволяет при слиянии (в случае выхода на международный рынок) компании с мировым игроком рынка получить большую долю в данной объединенной структуре.

В итоге приобретение компанией А активов из первой, второй групп дает примерно одинаковые, как положительные, так и отрицательные, эффекты, которые можно сгруппировать в следующую таблицу (табл. 8).

Такая стратегия очень привлекательна для игроков, так как таит в себе значительные перспективы. Однако в силу острой конкуренции между лидерами рынка такие сделки осуществляются не так часто и в большинстве своем имеют форму слияния, когда каждый из игроков получает свою долю в объединенной структуре.


Таблица 8. Результаты стратегии М&А для компании А при приобретении игроков из I и II групп

3. Приобретение лидером простых игроков рынка

Приобретение игроков из третьей группы позволяет компании А занять примерно 8 % рынка с капитализацией в размере $0,8 млрд. Данное приобретение не дает возможности компании А значительно оторваться от группы лидеров, однако позволяет значительно укрепить свои позиции в группе, получить некоторые конкурентные преимущества и т. д.

4. Приобретение лидером разрозненных игроков рынка

Приобретение игроков четвертой группы не дает каких либо значительных изменений компании А в занимаемой ею позиции в отрасли, доходность компании повышается незначительно. Однако, как показывает практика, приобретение компании из данной группы игроков позволяет решать некоторые локальные и специфические задачи компании А, такие как географическая диверсификация, получение известного или раскрученного бренда, доступа к сырьевым запасам, приобретение актива в производственной цепочке конкурента, возможность получения специфичной технологии или ноу хау и пр.

В итоге приобретение компанией А активов из третьей, четвертой групп дает следующие положительные и отрицательные эффекты от их приобретения (табл. 9).


Таблица 9. Результаты стратегии М&А для компании А при приобретении игроков из III и IV групп

Таким образом, стратегию компании А при использовании механизма слияний и поглощений для приобретения активов отрасли можно свести к следующему. Наиболее перспективными и экономически оправданными являются поглощения компаний первой, второй групп, которые позволяют компании занять лидирующее положение в отрасли и получить максимальную отдачу от таких сделок. Другим положительным моментом является то, что, как правило, стоимость привлекаемых денежных средств в дальнейшем снижается на 3–6 %. К тому же данные приобретения привлекают к компании крупные инвестиционные институты, что сулит ей хорошие перспективы и возможности. Поэтому данная стратегия должна рассматриваться компаниями, использующими механизмы М&А в своем развитии, в первую очередь.


Вас заинтересует