Расширяются финансовые возможности компании (появляется возможность привлечения крупных синдицированных кредитов, проведения облигационных и вексельных программ), она делается привлекательной для вложений со стороны западных инвесторов (портфельных), формируются предпосылки для дальнейшего активного развития М&А стратегии компании. В то же время изменение в расстановке сил на рынке приводит к обострению конкурентной борьбы, повышает роль и стоимость игроков третьей, четвертой групп.


III. Стратегия компаний С и D


1. Приобретение лидеров рынка

Приобретение компаниями С и D игроков из первой и второй групп можно отнести скорее к мегапроектам, нежели к реальной стратегии развития компаний (так как вероятность таких сделок крайне мала в силу необходимости привлечения значительных финансовых ресурсов, для обеспечения которых у игроков данной группы отсутствуют необходимые активы), и следует расценивать в большей степени как заявку на лидерство (входной билет) в отрасль. Как правило, данная стратегия используется компаниями при диверсификации бизнеса (когда из одного сегмента рынка перераспределяются значительные средства в другой сектор рынка) или когда существует третье лицо, выступающее гарантом обеспечения привлекаемых средств, направляемых на скупку активов.

2. Купля продажа между игроками, занимающими незначительную долю рынка

Приобретение компанией С и D игроков из своей группы (себе подобных) позволяет компании укрепить свои позиции в группе, заявить о себе как о лидере данного группового сегмента отрасли (путем консолидации более мелких игроков данного сектора рынка), повышает стоимость компании и делает ее привлекательным объектом поглощения со стороны игроков первой и второй групп, что позволяет в дальнейшем выгодно продать свой бизнес.

Основные положительные и отрицательные параметры таких слияний и поглощений можно выразить в следующем (табл. 12):


Таблица 12. Результаты стратегии М&А для компаний C и D при приобретении других игроков

Таким образом, стратегия компаний С и D должна строиться прежде всего на повышении капитализации своего актива, стремлении перехода в другую позиционную группу, формировании базы для дальнейшей роста компании. Возможно также использование механизма М&А в спекулятивных целях – скупка небольших активов с целью формирования более крупного и ликвидного актива (с долей рынка 5–6 %) для дальнейшей реализации его крупным игрокам или активного позиционирования на рынке.


Вас заинтересует