К тому же не следует забывать, что рынок слияний и поглощений зачастую оказывает настолько существенное влияние на экономику страны, ее развитие, что государству приходится принимать активное участие в этом процессе, причем не только посредством усиления роли своих госкомпаний, но и путем изменения законодательной базы, регламентирующей эту сферу деятельности. В этом случае сделки М&А начинают приобретать политический окрас, уступая место эффективности и целесообразности их осуществления. Тем более что транснациональные слияния и поглощения играют немаловажную роль в развитии отечественного рынка. Так, только за I квартал 2006 г. зарубежные компании вложили в нашу страну примерно $3,8 млрд прямых инвестиций, что вдвое больше прошлогоднего.


Например, приобретение Deutsche Bank(Германия) 60 % акций компании «ОФГ», сумма сделки составила примерно $450 млн; приобретение банком Societe Generale(Франция) 100 % акций ЗАО «Дельтакредит» за $105 млн; приобретение компанией Heineken N. V.(Голландия) 100 % акций Байкальской пивоваренной компании и ОАО «Комбинат им. Степана Разина», сумма сделки которой составила примерно $150 млн.


В итоге происходит пересечение интересов частного отечественного капитала, зарубежного транснационального бизнеса и государственного. При этом каждая из сторон преследует свои цели и вырабатывает свою стратегию развития. Таким образом, с точки зрения принимаемого участия на рынке М&А (активности) всех игроков этого процесса можно условно разделить на два лагеря:

• тех, кто активно используют рынок слияний и поглощений для достижения своих целей: инициируют сделки, формируют политику бизнеса, т. е. являются генераторами процесса М&А;

• и тех, кто волей неволей вовлекаются в круговорот этого процесса, кого рынок М&А заставляет предпринимать ответные шаги, перестраиваться и видоизменяться, чтобы не просто активно конкурировать на рынке, но и не растерять своих преимуществ по сравнению с другими игроками.

В связи с этим каждому участнику рынка слияний и поглощений присуща индивидуальная стратегия развития, особые тактические шаги, которые учитываются и определяются в соответствии с той ролью, которую он играет в этом процессе.

Надо сказать, что на слияния и поглощения влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые обусловливают специфику и эффективность использования компаниями в своем развитии стратегии М&А. Влияние этих факторов напрямую зависит от тех целей и задач, которые компания ставит перед собой. Это может быть расширение основного бизнеса или его диверсификация, обретение публичности как необходимого элемента выхода компании на мировой рынок либо простая спекулятивность, вызванная желанием заработать на недооцененности российского бизнеса (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность стратегии слияний и поглощений


В то же время компания в процессе своей деятельности подвергается воздействию внешней среды как посредством рынка М&А, так и в рамках объективных экономических причин, что иногда может привести к необходимости продажи бизнеса либо защиты его целостности, а также ряду других факторов. Все это выливается в необходимость корректировки планов развития компании. Далее мы подробно остановимся на тех моментах, которые приводят к эффективной стратегии М&А.


Вас заинтересует