Успешная реализация многих сделок М&А была осуществлена иногда только благодаря изобретательным комбинациям юридического, финансового и налогового знаний. Это приводило к снижению размера вознаграждения, запрашиваемого инвестиционными банками, высвобождению дополнительных денежных средств для осуществления поглощения или появлению возможности использовать зачетные операции компанией при подготовке и реализации сделок М&А.

Отсутствие необходимых средств используется не только участниками рынка М&А для реализации своей стратегии, но и некоторыми акционерами компаний для консолидации контроля над компанией.


Например, в апреле 2004 г. основными держателями акций корпорации ВСМПО с целью страхования рисков было подписано трехстороннее соглашение (опцион «русской рулетки»). Согласно условиям соглашения, начиная с апреля 2005 г. любой акционер мог предложить остальным выкупить свой пакет акций по определенной цене. В случае отказа он мог требовать от партнеров продать ему принадлежащие им акции по той же цене, по которой предлагал купить свои. «Ренова», один из акционеров, в итоге запустила механизм опциона: к выкупу были предложены 13,4 % акций корпорации за $148 млн. По мнению аналитиков, «Ренова» решила продать пакет по явно заниженной цене, что, скорее всего, было вызвано неверной оценкой «Реновой» возможностей других акционеров: «Ренова» ожидала, что они окажутся не в состоянии выкупить предложенные акции и дадут ей возможность приобрести их доли дешевле реальной стоимости.


Хотелось бы сказать, что выбор способа развития в последнее время все больше склоняется в пользу использования слияния и поглощения, чем стратегии органического роста. Это обусловлено необходимостью успешно и эффективно конкурировать на рынке с другими игроками.


Например, в настоящее время российский ритейл находится на стадии активного роста – все участники рынка заняты поисками возможностей для своего расширения. В различных секторах появляются лидеры; те же компании, которые отстают в этой гонке, пытаются не отставать, используя механизмы приобретения других компаний и сетей. В свою очередь, лидеры также хотят сохранить свое место на рынке. В результате сложилось такое положение в российской рознице, что развитие собственной сети исключительно за счет органического роста нецелесообразно – этот процесс займет несколько лет, а такая задержка в развитии бизнеса для сетей критична. Приобретение уже существующих игроков дает дополнительные преимущества – компания получает долю рынка, устоявшиеся отношения с поставщиками, распределительный центр, налаженные отношения с администрацией того региона, в котором находится компания цель.


Вас заинтересует