Перенос производства в развивающиеся страны, а также выход на новые рынки сбыта обусловлен, конечно, высокой стоимостью производства и его обслуживания в развитых странах. Та же компания Ford планирует сократить свои расходы на оплату труда на 30 %.

Конечно, затраты при географическом расширении деятельности компании играют немаловажную роль, в связи с чем компании стараются договориться с местными властями о предоставлении максимальных льгот при размещении производства в регионе. В то же время и государство заинтересовано в развитии своего региона, что и позволяет найти точки соприкосновения и прийти к обоюдовыгодному соглашению.

Необходимо также иметь в виду, что не всегда географическая диверсификация экономически оправдана и целесообразна. На это могут влиять несколько факторов.

1. Уровень готовности региона. К данному требованию относятся такие показатели, как уровень развития инфраструктуры региона, наличие достаточных запасов сырья (для добычи или производства), благоприятная инвестиционная законодательная база, наличие квалифицированной рабочей силы, наличие требуемых смежных производств, выгодное географическое расположение и т. д.

2. Наличие перспективного (объемного) рынка сбыта.

В этот раздел можно отнести такие показатели, как уровень доходов населения в регионе, отсутствие или незначительность конкуренции, наличие крупных производств, ощущающих потребность в смежных услугах или товарах, и т. д.

3. Готовность компании к региональной экспансии. Здесь следует отметить то обстоятельство, что для эффективного выхода на другие региональные рынки компания должна сама обладать определенными финансовыми резервами. Это могут быть как собственные средства компании, так и заемные. Финансовое обеспечение «географического» проекта является фундаментом для успешной реализации поставленных целей. К решению данного вопроса компания должна подходить заранее, объективно оценивая свои финансовые возможности. Для финансового обеспечения региональной экспансии компания кроме привлечения простого кредита может рассматривать возможность осуществления вексельных и облигационных программ, размещения акций на фондовых рынках. Это позволит компании привлечь необходимые средства для финансирования проекта. К тому же компания может разработать план поэтапного входа на региональный рынок путем предоставления франшизы и пр.


Франшиза – это право, закрепленное договором или соглашением, осуществлять определенную экономическую деятельность (производство, оказание услуг и т. п.) с использованием принципа франчайзинга. В свою очередь, франчайзинг регулируется договором коммерческой концессии (договором франчайзинга), согласно которому одна сторона (правообладатель или франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю или франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав. В него могут входить право на фирменное наименование или коммерческое обозначение франчайзера, охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав: товарный знак, знак обслуживания и пр. Договор коммерческой концессии также предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).


Вас заинтересует