Данная стратегия присуща прежде всего компаниям, для которых географический охват неразрывно связан с развитием их бизнеса и без чего просто невозможно занять лидирующие позиции на рынке. Использование такой стратегии присуще группам компаний в следующих отраслях:

• торговля;

• пищевая промышленность;

• переработка;

• финансы и страхование (в том числе банковский сектор);

• строительство;

• компании, работающие в области сельского хозяйства;

• компании, предоставляющие различные виды услуг (как населению, так и юридическим лицам), в том числе логистика;

• производство ТНП;

• транспорт и т. д.


Например, в последнее время в банковском секторе активно протекают процессы концентрации, которые осуществляются посредством слияний и поглощений. Это связано с необходимостью повышения капитализации финансовых единиц и развитием филиальной сети для дальнейшего развития компаний, которое невозможно без географического охвата экономического пространства. По данному пути пошли все отечественные и зарубежные игроки. В качестве примера можно привести приобретение ЗАО «Конверсбанк» (входящего в состав МФГ «Конверсбанк») 99 % акций ОАО «Коммерческий банк «ГРАН» (Екатеринбург) и 98 % акций ОАО «Воронежский Промышленный Банк» (Воронеж).

Данный шаг осуществлен в рамках стратегического курса МФГ «Конверсбанк», направленного на создание мощного регионального форпоста за счет приобретения крупных местных банков с развитой территориальной инфраструктурой для последующего их развития, включая расширение филиальных сетей.

Справочно: международная финансовая группа «Конверсбанк» состоит из 10 банков, в том числе трех зарубежных: Conversbank (UK) Limited (Великобритания), Bankas Snoras (Литва), Latvijas Krajbanka (Латвия) и 7 российских: ЗАО «Конверсбанк», АКБ «Конверсбанк Москва», АБ «ИнтерПрогрессБанк», ОАО «Гранкомбанк» (Екатеринбург), АКБ «ИнвестБанк» (Калининград) и АКБ «Енисей» (Красноярск), ОАО «Воронежский Промышленный Банк» (Воронеж).


В то же время такое географическое распространение имеет свои пределы. Так, не всегда присутствие компании в различных регионах (городах, регионах, странах) способствует улучшению экономического состояния компании и позволяет ей извлекать дополнительную прибыль.


В мировом автомобилестроении уже продолжительное время наблюдается острая конкуренция, к тому же рынок переживает период стагнации. Относительно высоких показателей продаж у всех игроков рынка не отмечается. Так, компания Ford Motor Co. намерена форсировать объявленную в 2006 г. программу реструктуризации концерна. Ожидается, что компания закроет примерно 14 заводов в различных регионах США. Причиной такого сокращения явилось желание концерна вернуть утраченную рыночную долю и сократить расходы как минимум на $6 млрд.

В то же время мы знаем, что в России компания Ford, наоборот, планирует расширять свое производство и занять лидирующее положение на российском рынке. Для этого компания планирует инвестировать значительные средства: примерно $250 млн – и увеличить мощность завода во Всеволожске до 150 тыс. автомобилей.


Вас заинтересует