какая основная мысль стихотворения Тютчева "Два единства"

  • Вам не в эту категорию
  • Ф. И. Тютчев
    ДВА ЕДИНСТВА

    Из переполненной господним гневом чаши
    Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
    Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! -
    Славянский мир, сомкнись тесней.. .

    "Единство, - возвестил оракул наших дней, -
    Быть может спаяно железом лишь и кровью... "
    Но мы попробуем спаять его любовью, -
    А там увидим, что прочней.. .
    Конец сентября 1870

    "Кровь льется через край". Имеется в виду начавшаяся 19 июля 1870 г. франко-прусская война.
    "Оракул наших дней" — германский канцлер Отто Бисмарк (1815—1898), процитированные в стихотворении слова которого выражают идеологию германского милитаризма.

    Как во всей природе Тютчев признавал живую душу, которою держится
    единство и целость мира, подобным же образом он признавал и живую душу человечества и видел ее - в России. Как, по словам одного учителя церкви, "душа человеческая по природе христианка",так Тютчев считал Россию по природе христианским царством. Так как смысл истории в христианстве, то Россия, как страна по преимуществу христианская, призвана внутренне обновить и внешним образом объединить все человечество. Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - "в Россию можно только верить". Личные чувства его к родине были очень сложны и многоцветны. Было в них даже некоторое отчуждение, с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа: "всю тебя, земля родная, - в рабском виде Царь Небесный - исходил благословляя",- бывали в них, наконец, минутные увлечения самым обыкновенным шовинизмом.
    Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более
    определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирною христианскою монархией.
    Одно время условием этого великого события он считал соединение
    Восточной церкви с Западною чрез соглашение царя с папой, но потом отказался от этой мысли, находя, что папство несовместимо со свободой совести, т. е. с самою существенною принадлежностью христианства.
    Отказавшись от надежды мирного соединения с Западом, наш поэт продолжал предсказывать превращение России во всемирную монархию, простирающуюся по крайней мере до Нила и до Ганга, с Царьградом, как столицей. Но эта монархия не будет, по мысли Тютчева, подобием звериного царства Навуходоносорова, - ее единство не будет держаться насилием. По поводу известного изречения Бисмарка Тютчев противопоставляет друг другу "два единства" :

    "Единство, - возвестил оракул наших дней, -
    Быть может спаяно железом и лишь кровью";
    Но мы попробуем спаять его любовью, -
    А там увидим, что прочней.. .

    Великое призвание России предписывает ей держаться единства,
    основанного на духовных началах; не гнилою тяжестью земного оружия должна она облечься, а "чистою ризою Христовою".

Вас заинтересует