Естественно, что такой объем привлечения будет существен для игроков этой группы и основополагающим по отношению к самой возможности ее реализации. К тому же учитывая, что остальные активы данного сектора также обладают высокой рыночной стоимостью, то можно говорить о критичности этого показателя для успешности сделок слияний и поглощений в данных отраслях экономики.

К тому же в зависимости от возможностей каждой компании определяется и сама возможность осуществления слияния или поглощения. Однако с учетом развития механизмов привлечения финансирования для реализации стратегий роста компании (что делает возможным привлекать значительные заемные средства большинству крупных и средних отечественных игроков), а также наметившихся тенденций, направленных на концентрацию капитала в руках крупных финансово промышленных групп, такой фактор, как затратная часть проекта М&А отходит на второй план. В результате оценивается влияние данного критерия не столько с точки зрения возможности привлечения финансирования, сколько с точки зрения необходимости обладания значительными финансовыми ресурсами для осуществления такого приобретения, так как получение эффекта от сделки М&А (синергетического эффекта) в данных группах возможно только от приобретения крупного игрока. Поэтому такой параметр, как расходная часть проекта в данных условиях является существенным обстоятельством. К тому же продавцы стремятся максимально увеличить стоимость своей компании, что в еще большей степени приводит к увеличению влияния данного показателя на эффективность сделки М&А.

В то же время для II группы компаний, в которую вошли компании, специализирующиеся на финансах, страховании, информации, наиболее значимым является фактор времени. То есть проекты в данной сфере подвержены временным ограничениям, когда с процессом затягивания купли продажи может либо резко возрасти стоимость приобретения, либо сделка может просто не состояться.


Примером такого влияния могут служить долгие переговоры по приобретению банка «Русский стандарт» французской банковской группой BNP Paribas, в результате чего стороны не смогли прийти к соглашению и сделка была разорвана. Основная причина разрыва – возникшие разногласия по поводу суммы сделки между французской стороной и российским собственником группы «Русский стандарт», при этом сумма сделки в процессе переговоров возросла почти в два раза от начальных $250 млн.


Если рассматривать компании из I и IV групп, то можно отметить, что влияние внешней среды, в частности конкуренции, на успешность осуществления сделок слияний и поглощений составляет примерно 5 % и является вторым по существенности фактором.

Это обусловлено прежде всего достаточно агрессивной средой, в которой работают игроки (рынок по большей части не монополизирован и на нем существует высокая конкуренция), что отражается на их стратегии. Следует отметить, что именно в этих группах происходит большое количество корпоративных конфликтов.

Далее мы более подробно рассмотрим факторы, влияющие на формирование и реализацию сделок М&А.


Вас заинтересует