4. Требуемая публичность. Публичность является также одним из критериев выбора способа финансирования. Некоторые виды привлечения финансирования, такие как выход компании на публичный рынок, требуют от нее определенной открытости и прозрачности. Компании придется не только публиковать свою финансовую отчетность, вводить в совет директоров независимых директоров, но и в определенной степени афишировать свои планы (открывать цели и задачи привлечения), а также давать комментарии своей деятельности, объясняя многие вопросы широкому кругу лиц. Если же компания не хочет совсем открываться (возможно, до определенной поры), то ей следует рассматривать кредиты как основной вид привлечения финансирования. Тем более что при наличии «карманного» или дружеского банка это как нельзя лучше будет способствовать закрытости сделки. В то же время для крупных игроков – компаний, которые стремятся выйти на качественно новый уровень, необходимость публичности обусловлена рынком. В этом случае компании следует использовать комбинированные способы привлечения финансирования, разделяя их по значимости и открытости. То есть в стратегической перспективе компания может одновременно вести подготовку и выход на вексельные и облигационные рынки (снижая ставки для последующих займов, формируя положительную кредитную историю) и в тоже время использовать кредиты для реализации быстрых и непубличных сделок М&А.

5. Готовность компании. Здесь следует учитывать тот факт, что один из критериев отбора способа привлечения финансирования заключается в самой компании, в ее возможностях использования того или иного инструмента привлечения средств. Это может быть обусловлено финансовыми показателями компании, наличием корпоративных конфликтов как внутри компании, так и с другими игроками рынка, отсутствием перспектив развития направления бизнеса компании и рядом других факторов. К тому же это может быть простое нежелание владельцев компании делить ее с кем либо еще. В этом случае рынок IPO, облигационных займов будет для нее просто закрыт.

6. Внешний фактор (благоприятная ситуация на долговом и публичном рынке). Немаловажным фактором выбора является благоприятная ситуация на долговом и публичном рынках, которая заключается в том, что стоимость некоторых видов финансирования может варьироваться в зависимости от рыночной конъюнктуры – процентной ставки, развития фондового рынка – либо благоприятной ситуации для выхода данной конкретной компании на биржу, странового рейтинга, наличия избыточной денежной массы, числа инвесторов, ищущих ликвидные активы для вложения своих средств, и пр. Все это влияет на развитие разных инструментов рынка и в конечном счете, сказывается на использовании того или иного вида финансирования.

Таким образом, критерии отбора способа привлечения средств зависят не только от преимуществ и недостатков каждого конкретного способа финансирования, но и от совокупности критериев, влияющих на деятельность компании, а также от тех целей и задач, которые компания ставит перед собой при выборе источника привлечения денежных средств.

Если сгруппировать преимущества и недостатки каждого вида финансирования, то мы получим следующие характеристики каждого вида финансирования (табл. 17).


Таблица 17. Характеристики видов финансирования сделок слияний и поглощений



Как видно из таблицы, каждый из видов привлечения финансирования имеет свои плюсы и минусы. В связи с чем выбор того или иного способа привлечения средств напрямую зависит от возможностей компании, ее тактики и стратегии развития, специфики сделки М&А.


Вас заинтересует