Облигации

05.10.2012


В России облигационный рынок наиболее активно используется компаниями для финансирования поглощений, однако его развитие еще значительно отстает от развитых рынков. Значимость этого рынка достаточно велика. Надо сказать, что по некоторым оценкам выпуск облигаций эффективен при объемах финансирования более $1 млн.

Однако для того, чтобы выпустить облигации, необходимо определенное время. Поэтому для финансирования текущих (спекулятивных, когда фактор времени играет существенную роль) сделок слияний и поглощений данный вид финансирования не столь эффективен. Но в то же время слияния и поглощения представляют собой не только краткосрочную, но и долгосрочную корпоративную стратегию развития компании. Приняв решение о развитии с использованием такой стратегии, компания имеет достаточно времени, чтобы подготовить источники финансирования для ее реализации, в том числе осуществив выпуск облигаций (рис. 24).

Рис. 24. Схема финансирования слияний и поглощений посредством выпуска облигаций


Отсутствие «длинных» денег является серьезной проблемой для финансирования поглощений, которые представляют по сути своей форму долгосрочного инвестирования. Из за существования данной проблемы у кредитных организаций широкое распространение в России получило так называемое бридж финансирование, при котором банки предоставляют кредиты, которые затем погашаются за счет средств размещаемых долговых инструментов, в том числе облигаций. Такая схема финансирования, кроме того, позволяет обойти недостаток облигаций – потери времени для подготовки и осуществления их выпуска.


Пример: приобретение консорциумом «Татнефть» турецкого нефтеперерабатывающего концерна Turpas в 2004 г. Для осуществления сделки компания взяла на эти цели кредит у банков CSFB и BNP Paribas на общую сумму $375,0 млн под размещение будущего облигационного займа «Татнефти».


Таким образом, если компания намеревается осуществить поглощение в ближайшее время, она может привлечь синдицированный кредит, который затем будет замещен последующим выпуском облигаций. К тому же, как правило, банковские структуры, предоставившие компании данный кредит, обычно сами затем и осуществляют размещение ценных бумаг заемщика, зарабатывая и на этой операции.

Использование такой схемы выглядит следующим образом (рис. 25).

Рис. 25. Схема финансирования сделки М&А с использованием кредита и выпуска облигаций


Необходимо также упомянуть и о таком виде облигаций, как еврооблигации – долговые инструменты, номинированные в иностранной валюте. Для российских эмитентов рынок еврооблигаций позволяет привлечь долгосрочные, дешевые ресурсы. Однако важнейшей характеристикой для использования этого рынка является рейтинг компании. Он выступает необходимым условием успешного размещения еврооблигаций, и именно от него в первую очередь будет зависеть интерес инвесторов к конкретным бумагам. Заимствования на рынке еврооблигаций оправданы только при объемах не менее $100 млн.


Например, МТС в 2003 г. разместила еврооблигации на сумму $400 млн сроком на 5 лет. Средства от размещения компания планировала направить в том числе на покупку акций украинского оператора «UMC».


Рассмотрим некоторые облигационные заимствования, часть средств от которых компании намеревались направить на цели M&A в 2004–2006 гг. (табл. 16).


Таблица 16. Объемы облигационных займов осуществленных российскими компаниями с 2004 по 2006 г.

По данным ИКГ «КонсалтПром» (Http://www. consultprom. ru).


Вас заинтересует