Помогите написать эссе
" Если же не к общему благу многих, но к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено " (Фома Аквинский)

  • Св. Августин Аврелий в свое время писал, что в словосочетании «несправедливый закон» заключено внутреннее противоречие. В его понимании человеческие законы могли расходиться с высшим законом Бога. Правителей, издающих несправедливые законы, Августин считал погрязшими во грехе беззаконниками. В своем трактате «О граде Божием» он поясняет: гражданские власти, не заботящиеся о справедливости, ничем не отличаются от шайки разбойников: «при отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре» .
    Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от Бога - чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному) , из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Вследствие чего, на земле, духовный мир возглавляется папой как наместником Бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
    Также разрабатывает Фома Аквинский учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее право для достижения цели, правило, котором кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Четыре вида законов:
    •вечный (божественный естественный) ,
    •естественный (человеческий естественный) ,
    •человеческий (человеческий положительный) и
    •божественный (божественный положительный) .
    Вечным законом Фома называет «сам божественный разум, управляющий миром» ; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.
    Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода.
    Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее феодальное право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди в результате грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания.
    Наконец, к божественному, или откровенному, закону, Фома относил Библию.
    Воспроизводя аристотелевскую классификацию форм государства (монархия, аристократия, полития; тирания, олигархия, демократия) , Фома предает значение лишь некоторым из этих форм. Основным признаком государственной власти является право издания законов. В правильных формах существует законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных - наоборот.
    Фому Аквинского интересуют не столько модификации типов государства, сколько общие различия государств с одним правителем и государств-республик. К республикам Фома относится отрицательно. Он против разнообразия, он за единство: в мире царствует один Бог, в теле одно - сердце, в душе - один разум, у пчел - царица. Монархия наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. «Наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляется одним, - пишет Фома. - Это подтверждается на опыте. Ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира» .

Вас заинтересует