помогите составить план сочинения, только ПЛАН!
сочинение по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" на тему: "Три минуты с Маниловым"

  • 1.Описание деревни и усадьбы
    Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» . В усадьбе — «пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков» , как иронически замечает автор. Пять-шесть «мелколистых, жи¬деньких» берез; под двумя из них — беседка с надписью «Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так не соответствует реальной картине!) . Вокруг господского дома раз¬бросаны «серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно» . Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосно¬вый лес. Даже сама погода безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета» .
    2. Авторская характеристика Манилова.
    Характер, подобный ма¬ниловскому, типичен: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы» .
    И в портретной характеристике это «ни то, ни се» : видный че¬ловек, но только «на взгляд» ; черты лица «не лишены приятности» , но приятность эта какая-то приторная, липкая; манеры «заиски¬вающие» , улыбка «заманчивая» ; «белокур, с голубыми глазами» . Недаром первое впечатление доброты, приятности быстро прохо¬дит и остается брезгливое отвращение или «скука смертельная» .
    «У Манилова ничего не было» : ни мыслей, ни чувств, ни жизни. Характер этого человека как бы сливается с тоном серого, скуч¬ного, безжизненного пейзажа его деревни и усадьбы. Даже автор¬ская речь при рассказе о Манилове строится на безличных, не¬определенных оборотах («хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался.. . оно шло как-то само собой») . Но когда-то, во
    службы в полку, он считался «скромнейшим, деликатнейшим, образованнейшим» (все в превосходной степени! ) человеком. Мимолетное замечание, полное сарказма. Если Манилов считался таким, то каковы же были те, кто оценивал его!
    3. Слащавая сентиментальность Манилова.
    Слащавая сентиментальность Манилова особенно комична в его отношениях с женой. Как «умилительно» они сюсюкают! Их речь полна существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, чехольчик. Они «запечатлевали друг другу такой томный и длин¬ный поцелуй, что в продолжение его можно было легко выкурить маленькую соломенную сигарку» — гипербола яркая и комичная.
    4.«Приятный разговор» .
    Дообеденный «приятный разговор» - ни о чем, никакого определенного содержания нет. Прекраснодушие и сентиментальность Манилова выражаются в восторженных (и очень неопределенных) оценках, которыми он характеризует всех своих знакомых: губернатор — «препоч-теннейший и прелюбезнейший» человек, вице-губернатор — «ми¬лый» , полицмейстер — «приятный» и т. п.
    5. Бытовые детали «кабинета» :
    «Стены.. . выкрашены какой-то голубенькой краской, вроде се-ренькой» ; книжка, уже два года заложенная на 14-й странице; табак и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени» .
    Так через детали быта рельефно проступают «тонкие» , «почти невидимые» черты пошлого человека.

Вас заинтересует