В заключение нашей книги хотелось бы остановиться на некоторых моментах, сопровождающих процессы слияний и поглощений в России. Как показывает практика, рынок М&А в нашей стране развивается с определенным аспектом «враждебного передела» собственности. Однако при всей своей особенности российский рынок находится в тесном взаимодействии с мировым рынком слияний и поглощений, т. е. ему свойственны те же особенности, что и рынку M&A за рубежом, что позволяет с оптимизмом смотреть на дальнейшую перспективу его развития. К тому же становление цивилизованного рынка М&А будет способствовать развитию таких направлений, как публичный рынок, финансовый сектор, привлечет широкий круг инвесторов на отечественный рынок, а также будет способствовать внедрению современных методик управления, автоматизации бизнес процессов и т. д.

Хотелось бы также надеяться и на то, что усиление роли государства в экономике страны и активная политика госкомпаний в качестве игроков рынка М&А будут только способствовать улучшению экономической ситуации в стране, дадут толчок к ее динамичному развитию и позволят на равных конкурировать с зарубежными игроками, что особенно актуально в рамках вступления России в ВТО и обострения конкурентной борьбы на мировых рынках. Данная политика не должна сводиться к тотальному контролю государства над всеми доходами игроков рынка и закрывать путь к свободной конкуренции и выбору развития.

Другим немаловажным моментом проявления государственного участия на рынке слияний и поглощений должна стать законодательная инициатива государства по совершенствованию российского корпоративного права, налогового законодательства, судебной системы, усилению его регулирующей роли посредством совершенствования антимонопольного законодательства, что будет способствовать сбалансированному развитию всех игроков рынка с учетом особенностей национальной экономики.

Масштабность национальной экономики, как по ее сырьевым запасам, так и в разрезе представленных отраслей и секторов рынка, конечно, требует не только ее гармоничного развития, но и диверсификации. В этом плане создание крупных государственных холдингов должно способствовать тому, чтобы отечественные компании стали одними из ведущих игроков мирового рынка, т. е. хотелось бы, чтобы госкомпании явились локомотивами для продвижения отечественных компаний на зарубежные рынки. Это не только упростит их выход на внешний рынок, но и позволит сэкономить значительные средства при экспансии на мировой рынок.

Надо сказать, что рынок М&А таит в себе огромный потенциал как для отдельных компаний, так и для экономики в целом. Только в 2005 г. мировой объем рынка слияний и поглощений составил примерно $2,58 трлн, из которых на долю российского рынка М&А пришлось примерно $50 млрд. Если учитывать, что только в 2004 г. российский рынок слияний и поглощений составлял не более $23 млрд, то мы можем не только констатировать динамичность его развития, но и говорить о значительном потенциале российского рынка М&А, который, на наш взгляд, еще не набрал достаточно оборотов и не раскрылся полностью.

Однако извлечение максимальной отдачи от данного процесса требует грамотного подхода к использованию имеющихся механизмов М&А, формированию долгосрочной стратегии развития компаний, а также желания государства развивать и совершенствовать структуру корпоративных отношений в стране.

Компаниям, которые только планируют выйти на рынок М&А, хотелось бы пожелать взвешенного подхода к планированию своего развития и просчета всех возможных сценариев развития ситуации на рынке.

Надеемся, что рассматриваемый в этой книге материал позволит компаниям различных форм собственности и отраслевой направленности более полно и широко использовать имеющиеся возможности процессов слияний и поглощений, что позволит получить экономический эффект от их применения.

Вас заинтересует