Как уже отмечалось, одним из направлений государственной антимонопольной политики является ограничение (пресечение и предупреждение) правонарушений на товарных и финансовых рынках, таких как монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция и антиконкурентная практика федеральных органов исполнительной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти или организаций.

Надо сказать, что в настоящее время разработан проект Федерального закона «О защите конкуренции», который должен заменить Закон о конкуренции на товарных рынках и Закон о конкуренции на финансовых рынках. Данный законопроект внесен в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и был рассмотрен в первом чтении (по материалам сайта Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (Http://duma. gov. ru) Федеральной антимонопольной службой (Http://fas. gov. ru). Главная особенность нового закона – введение специальных норм о коллективном доминировании (согласованных действиях компаний), которые будут использоваться для борьбы с ценовыми сговорами на рынке. Нормы были предложены ФАС после того, как еще в 2004 г. произошел скачок цен на рынке нефтепродуктов. Если обратиться к зарубежному опыту картельных сговоров, то следует отметить, что антимонопольные органы зарубежных стран довольно жестко подходят к вопросам ценовых (картельных) сговоров.


Так, антимонопольные власти Европейского союза наложили штраф в общей сложности в размере 6388 млн на 7 компаний, занимающихся производством химических продуктов, за создание в 1990 е гг картеля (по данным «Associated Press»). В частности, компания Arkema должна будет заплатить 678 млн, Edison (которая принадлежит компании Solvay) – 658 млн, компания Kemira – 633 млн, компании Akzo Nobel NV и FMC Corporation – по 625 млн и компания Snia/Caffaro – 61 млн. Высокий размер штрафа объясняется тем, что некоторые из этих компаний уже не первый раз нарушают антимонопольное законодательство. Проведенное расследование в отношении этих семи химпроизводителей показало, что между 1994 и 2000 гг. они обменивались важной конфиденциальной информацией, устанавливали ограничения на производство и фиксированные цены на перекись водорода и другие продукты. Надо отметить, что самый большой штраф в истории был наложен на компанию Solvay и составил примерно 6167 млн. Однако этот рекорд может быть побит итальянским антимонопольным ведомством. В частности, в 2006 г. итальянским антимонопольным ведомством Antitrust наложен штраф на итальянского партнера «Газпрома» ENI на 6290 млн за злоупотребление доминирующим положением на рынке газа. Как отмечается в СМИ, Antitrust признал ENI виновной в том, что она отказала конкурентам в доступе к трубопроводу, по которому газ поступает в Италию из Алжира через Тунис, и расторгла с ними контракты на поставку газа. По мнению Antitrust, решение ENI привело к дефициту газа.


Вас заинтересует