Роль государства в процессах слияний и поглощений определяется не только непосредственным участием. Другой немаловажный элемент влияния на рынок М&А со стороны государства – контроль и регламентирование этой сферы деятельности. Необходимость регулирования данных процессов обусловлена недопущением монополии 1 го игрока в отдельном секторе рынка, что противоречило бы принципам свободной конкуренции. В таких случаях государство может наложить запрет на сделки слияний и поглощений. Надо отметить, что антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и включает целую систему мер: законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и другие, предусматривающие ограничение монополизации производства и рынков.

Антимонопольная политика, направленная на стимулирование конкуренции в ее цивилизованной форме, ставящая перед собой цель нейтрализовать возможные негативные последствия монополизма, не допускающая необоснованного и спекулятивного обогащения, осуществляется в следующих направлениях:

• не допускает или ограничивает монополизацию рынка;

• запрещает установление монопольных цен;

• запрещает слияние конкурирующих компаний;

• осуществляет мероприятия, направленные на сохранение и поддержание конкуренции.

Таким образом, антимонопольная политика государства в значительной степени призвана препятствовать развитию рынка слияний и поглощений. В этой связи игрокам рынка М&А при выработке стратегии слияний и поглощений необходимо тщательное изучение антимонопольного законодательства как внутри страны, так и в зарубежных странах в случае экспансии на западный рынок.

Непосредственная реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Надо сказать, что правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством, основанным на Конституции РФ, Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948 I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральном законе от 23 июня 1999 г. № 117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и иных федеральных законах, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации.


Вас заинтересует