В этой связи рассматривается возможность восстановления монополии одной авиакомпании на базе компании «Аэрофлот», которая хочет присоединить к себе 5 крупнейших авиакомпаний, акции которых находятся в госсобственности, в обмен на увеличение доли государства в своем капитале. В связи с этим менеджмент ОАО «Аэрофлот» предложил акционерам рассмотреть проект глобальной консолидации отечественной авиаиндустрии. Надо сказать, что ОАО «Аэрофлот» – крупнейшая авиакомпания России, в 2005 г. она перевезла 6,7 млн пассажиров. Выручка по РСБУ за 2005 г. увеличилась на 10 % до 61,99 млрд руб., чистая прибыль снизилась вдвое – до 3,05 млрд руб. Уставный капитал «Аэрофлота» состоит из 1,11 млрд обыкновенных акций номиналом 1 руб. Государство владеет 51,2 % акций «Аэрофлота», 30 % – НРК.

За счет приобретения других компаний ОАО «Аэрофлот» получает возможность получить дополнительный парк воздушных судов, пассажиропоток, авиаузлы в различных регионах РФ, что в конечном итоге позволит увеличить долю компании на рынке и ее стоимость.

К тому же государство может стать акционером «Роствертола». Так, совладельцы Ростовского вертолетного завода проголосовали за дополнительную эмиссию акций в размере 3,6 % уставного капитала, в результате которой среди акционеров «Роствертола» появится государство.

По данным Ространснадзора, сейчас в России зарегистрировано 182 эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. По сравнению с пиковым 1996 г., когда на базе советского «Аэрофлота» было сформировано 389 авиаперевозчиков, их число сократилось вдвое. При этом половину пассажиров – 35,1 млн чел. – на протяжении последних лет перевозит пятерка крупнейших авиакомпаний России: ОАО «Аэрофлот», ОАО «Авиакомпания “Сибирь”», ФГУАП «Пулково», ОАО «Авиакомпания “Ютэйр”» и ОАО «Авиакомпания “Красноярские авиалинии”».


Авиастроительство


В отрасли авиастроительства посредством государства создается компания – объединенная авиастроительная корпорация, которая формируется на базе крупнейших конструкторских, авиастроительных и лизинговых фирм России. Следует отметить, что в 2005 г. предприятия, которые войдут в ее состав, выпустили военной и гражданской авиатехники на сумму более $3 млрд. Планируется, что в дальнейшем корпорация сможет контролировать не менее 10 % мирового рынка авиатехники, оцениваемого в $1,7 трлн.


Алкогольный рынок


Другим способом завоевания господства в еще одной высокодоходной отрасли может стать решение государства о введении госмонополии на оборот спирта с 1 января 2007 г. С помощью этого государство рассчитывает победить в борьбе с нелегальной водкой, заполняющей половину рынка. Свои концепции госмонополии уже разработали Минсельхоз РФ и участники алкогольного рынка. Однако, на наш взгляд, данное действие не столько будет способствовать решению проблемы подпольной водки, сколько выльется в приобретение независимых производителей винно водочной продукции с целью получения контроля над этим сегментом рынка.


Вас заинтересует