Потенциально на рынок IPO могут выйти три группы компаний:

1. Первая группа – это крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме ADR (американских депозитарных расписок).

2. Вторая группа – это компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их потребности в «длинных» деньгах.

3. Третья группа – небольшие инновационные компании, большинство из которых ставят своей главной целью продвижение к IPO.

Однако существует и ряд ограничений – не все компании могут выйти на этот рынок. Для того чтобы такая возможность существовала, необходимо выполнение целого ряда условий, основные из которых следующие (рис. 14):

Рис. 14. Факторы, ограничивающие выход компаниям на рынок IPO


1. Размер компании. Минимальный размер компании, которая успешно выходила на этот рынок, был у «Глобал Каустик», разместившей в декабре 2005 г. 30 % своих акций на лондонской фондовой бирже (LSE) за $13,7 млн (капитализация компании – $45,66 млн). Проведенные нами исследования показывают, что если компания стоит более $50 млн, то она может рассматривать возможность выхода на публичный рынок.

2. Объем привлекаемых средств. Как и в случае с размером компании, объем привлекаемых средств является тем фактором, который влияет на эффективность и успешность проекта. Минимальная привлеченная сумма инвестиций была $8 млн у компании «Пава» («Хлеб Алтая»), которая разместила 9,9 % своих акций на ММВБ. Таким образом, целесообразность выхода на данный рынок (и анализ эмитентов доказывает это) следует рассматривать, если объем привлекаемых средств будет превышать $10 млн.

3. Доля акций, которую компания может предложить к продаже. Обычно компании предлагают к продаже от 15 до 30 % своих акций. Конечно, размещаемый пакет акций зависит от размера компании, так как чем больше компания, тем больше она может выручить средств путем размещения даже незначительного пакета своих акций. Например, диапазон при размещении акций российских компаний составил от 7 (НЛМК) до 35 % («Комстар»). Небольшая доля акций к размещению может быть неинтересна инвесторам (и как результат – низкая ликвидность размещаемой бумаги), а при размещении большого пакета компания теряет контроль, что неблагоприятно может сказаться на ее управлении.

4. Прозрачность, отчетность (МСФО). Инвесторы должны четко понимать, что представляет собой компания, решившая выйти на публичный рынок, как она управляется, какие ее характеристики и т. д., поэтому компания должна быть максимально прозрачной и понятной широкому кругу инвесторов. В то же время компании, которая собирается стать публичной, важно научиться быть не только прозрачной, но и неуязвимой: найти золотую середину между необходимостью раскрывать больше информации (по требованию рынка), но при этом не открывать всех карт, чтобы этим не могли воспользоваться конкуренты. Одно из требований выхода на рынок IPO – это представление отчетности по международным стандартам, т. е. компания должна заранее позаботиться о проведении соответствующих изменений перед выходом на этот рынок.


Вас заинтересует