Рынок ценных бумаг включает в себя рынок обыкновенных и привилегированных акций, который, в свою очередь, можно разделить на первичный и вторичный рынки. В рамках данного рынка для целей финансирования слияний и поглощений могут быть использованы механизмы первоначального размещения акций (в первую очередь – IPO), а также механизм прямой продажи акций.

IPO (Initial Public Offering) – это первое публичное размещение акций компании. Согласно российскому законодательству (ФЗ «О рынке ценных бумаг»), под публичным размещением понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В России иногда трактуют понятие IPO более широко, включая в это понятие также:

• частное размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (placing, private offering);

• размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке – так называемое доразмещение или вторичное публичное размещение (follow on);

• публичную продажу крупного пакета действующих акционеров (secondary public offering – SPO);

• прямые публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя организованный рынок (direct public offering – DPO).

Рынок IPO в России в настоящий момент находится в стадии роста и становления. Первое размещение 30 % своих акций на Нью Йоркской фондовой бирже (NYSE) осуществил крупнейший российский оператор сотовой связи «Вымпелком». Сделка была заключена в 1997 г. на общую сумму $115 млн. На российском же рынке впервые IPO произошло в 2002 г., когда ОАО «РБК Информационные системы» разместило свои акции на российских биржах ММВБ и РТС. Тогда было размещено 16 % уставного капитала компании на сумму $13 млн.

С тех пор 23 эмитента использовали механизм привлечения денежных средств на рынке IPO (табл. 14).

Общая сумма привлеченных средств составила примерно $8,7 млрд. Опять же если сравнить эту сумму со стоимостью сделок слияний и поглощений, то она составляет примерно 14 % от стоимости сделок.

Что касается IPO в 2006 г., то по прогнозам ИКГ «КонсалтПром» объем привлеченных средств на рынке IPO составит примерно 18 % от стоимости сделок слияний и поглощений. Если посмотреть на зарубежный опыт, то, например, в 2004 г. на рынок IPO вышло более 1200 эмитентов, которые привлекли в общей сложности $133 млрд.


Таблица 14. Российские IPO с 2002 по 2006 г

Тем не менее в России наблюдается рост интереса к IPO, что вызвано следующими факторами. С одной стороны, избыточная денежная ликвидность вызывает спрос на новые инструменты инвестирования на рынке капиталов. С другой стороны, многие российские компании уже прошли этап становления, нашли свое место на рынке и топ менеджеры компаний переосмысливают стратегию развития бизнеса – максимизация капитализации становится приоритетом по отношению к контролю над денежными потоками. С третьей стороны, собственники многих российских компаний начинают понимать необходимость диверсификации своих инвестиций и готовы поделиться частью своего бизнеса, чтобы иметь возможность приобрести активы в других отраслях экономики или других секторах финансового рынка. Поэтому имеются предпосылки для дальнейшего роста IPO.



Вас заинтересует