Учитывая изложенное, можно охарактеризовать данный инструмент привлечения капитала как краткосрочный – для реализации краткосрочных сделок слияний и поглощений. Для долгосрочного проекта М&А, требующего «длинных» денег, и с учетом неразвитости корпоративного вексельного рынка компаниям в своей стратегии следует рассмотреть альтернативные источники привлечения необходимых средств либо использовать комбинированные источники привлечения капитала, когда вексельные программы чередуются с другими механизмами пополнения оборотных средств компании.

Облигации. Рынок облигаций является наиболее активно развивающимся в России. Перевес в сторону долговых обязательств, характерный для развитых стран, постепенно становится характерным и для России. По оценкам аналитиков, к 2010 г. доля сделок слияний и поглощений, которая финансируется заемными средствами, может составить примерно 25 %.

Мировой рынок облигаций оценивается в $49 трлн. Из них $19 трлн приходится на государственные и $30 трлн – на корпоративные облигации. Безусловным лидером на этом рынке являются США, занимающие на нем долю в 47,6 %. Учитывая тот факт, что в США, например, примерно 22 % компаний размещают облигации для финансирования сделок по слияниям и поглощениям, очевидно высокое значение данного вида финансирования.

Объем первичного размещения облигаций в России растет из года в год. Динамика выпусков с 1999 г. показана на рис. 16.

Рис. 16. Объемы первичного размещения облигаций в России. По данным ИКГ «КонсалтПром» (Http://www. consultprom. ru).


Объем привлеченных на облигационном рынке средств относительно суммы сделок слияний и поглощений составил 16,7 %.

Эмитентами рублевых облигаций в последнее время все чаще оказываются компании, которым при иных обстоятельствах было бы довольно сложно попасть в листинг уважающей себя биржи. Так, помимо «голубых фишек»: «Газпрома», РАО «ЕЭС»; эмитентов первых эшелонов: «Вимм Билль Данна», «Вымпелкома», «Русского алюминия» – выпуски облигаций практикуют такие компании, как «Новые Черемушки», группа «ОСТ», «Парижская коммуна», «Сальмон Интернешнл», «Пекарь» и др.

Как показывает анализ осуществленных выпусков, подавляющее большинство из них происходит на срок от одного до трех лет (более 70 %). Основной объем привлеченных средств приходится на выпуски облигаций на сумму около 100 млн руб. и более.


Облигационный заем эффективен при объемах финансирования более $1 млн, однако исходя из имеющейся на рынке практики задуматься о выходе на данный рынок стоит, если требуемый объем финансирования превышает $10 млн.


Выпуск облигаций в отличие, например, от процесса получения денежных средств посредством банковского кредита подразумевает подготовку предприятия к такому выпуску. Причем от качественной подготовки зависит и успешность будущего выпуска.


Вас заинтересует