Рынок долговых ценных бумаг представлен векселями и облигациями. Это достаточно известный и распространенный источник привлечения капитала, который в настоящее время переживает в России бурный рост. И компаниям стоит более полно использовать его возможности.

Вексель. По оценке экспертов, объем вексельного рынка в России достигает 400 млрд руб. В целом, в структуре долгового рублевого рынка векселя занимают около 21 % (рис. 15).

Рис. 15. Структура вексельного рынка России


Среди векселедателей, представленных на рынке, большую часть (~80–85 %) занимают коммерческие банки.

В то же время около 15–20 % рынка приходится на корпоративные векселя. Анализ рынка показывает, что все больше внимания уделяется раскрытию информации, общению с потенциальными инвесторами и повышению информационной прозрачности. Компании все чаще выходят на рынок с заранее разработанной на длительный срок программой заимствования на вексельном рынке. К осуществлению размещения и погашения векселей привлекаются профессиональные участники рынка – банки и инвестиционные компании, которые занимаются финансовым анализом, консультированием.

На рынке векселей существует достаточно четкая сегментация. Наибольшим спросом пользуются векселя так называемых «голубых фишек», таких как «Газпромбанк», «Внешторгбанк», «Уралсиб» и другие, которые вследствие повышенного спроса иногда переоценены. Ликвидность же других эшелонов эмитентов гораздо ниже, а корпоративные векселя не пользуются достаточным спросом. Зачастую это объясняется как неразвитостью вексельного рынка, так и тем, что вексельный заем для компаний иногда представляет некий маркетинговый ход, который необходим для создания положительной кредитной истории. Обычно такие размещения используются для подготовки к выходу на облигационный рынок. Например, подобной стратегии придерживались такие компании, как «Иркут», «РСК МиГ», авиакомпания «Ютэйр» и др.


За 2005 г. 43 корпоративных эмитента использовали публичные вексельные программы для привлечения денежных средств. Всего было привлечено 19,769 млрд руб. Средняя сумма привлеченных средств в ходе одной программы составила 460 млн руб.


Стоимость привлеченных денежных средств в ходе вексельных программ при использовании их в рамках слияний и поглощений составила примерно 1,2 %. Как уже отмечалось, можно ожидать дальнейшего роста вексельного рынка в России. В том числе это будет происходить из за преимуществ данного вида заимствований, таких как:

1) более простой доступ к заемным средствам по сравнению с кредитами (имеются в виду крупные займы) и облигациями;

2) более низкие издержки выпуска (расходы на выпуск векселей включают затраты на инвестиционный меморандум, проведение PR акций, сопровождающих выпуск, плату за котирование векселей в торговых системах, за консультирование, за бланки с высокой степенью защиты);


Так, для группы компаний «Аквариус», размещавшей векселя на сумму 85 млн руб., совокупные затраты составили примерно $10 тыс.


Вас заинтересует