3. Приобретение компаний, обладающих ликвидной коммерческой недвижимостью (земельным участком)


Данная стратегия используется практически всеми девелоперскими компаниями, а также рейдерскими командами, специализирующимися на приобретении компаний, обладающих ликвидной коммерческой недвижимостью (прежде всего промышленных предприятий, расположенных в центральной части крупных городов), для дальнейшей передачи их под жилую застройку. Доходность от реализации таких проектов очень высока и может достигать 1000 % и более. Бурное развитие строительства в России, высокий спрос на жилье, а также наличие большого количества промышленных предприятий в центральных частях городов позволяет говорить о том, что данный инструмент в арсенале российских компаний будет использоваться еще достаточно долгое время.


Например, группа компаний «ПИК» стала собственником Краснопресненского сахарорафинадного завода в Москве, выкупив 98 % акций завода. Следует отметить, что Краснопресненский сахарорафинадный завод располагается на земельном участке площадью 7 га. Территория завода находится в центре строительства масштабного проекта «Большой Сити». По оценкам экспертов, цена 1 га земли в данном районе составляет $15 млн.

В планах компании «ПИК» – строительство жилья на территории завода. Как считают эксперты, на данном участке можно построить около 300 тыс. м2 офисных площадей или жилья бизнес класса. Другим примером может служить увеличение доли (до 100 %) компании «ПромСвязьКапитал» в ЗАО «Издательство “Труд”». Получив полный контроль над издательством «Труд», компания становится и владельцем 7 этажного здания в центре Москвы стоимостью около $10,5 млн. При этом стоимость сделки, по оценкам участников рынка, составляет примерно $8 млн.

Справочно: компания «ПромСвязьКапитал» является «дочкой» Промсвязьбанка, которая управляет непрофильными активами. Кроме «Труда» компании принадлежит 75 % акций ИД «Аргументы и факты».



4. Создание пула активов с целью дальнейшей их спекулятивной продажи


Одним из возможных способов повышения доходности является формирование пула активов с целью дальнейшей его продажи. Такая тактика может приносить существенную выгоду игрокам при работе с владельцами компаний, желающими выйти из бизнеса, компаниями, избавляющимися от своих непрофильных активов, мелким и средним бизнесом.

Однако данная стратегия имеет ряд ограничений. Прежде всего это выражается в ограниченном количестве свободных активов, которые можно было бы объединить в единую производственную структуру. Причиной таких ограничений выступает прежде всего конкуренция – достаточно сложно компаниям без какой либо ответной реакции других игроков рынка сформировать высоколиквидный производственный актив. К тому же такие действия не всегда экономически целесообразны.


Вас заинтересует