Социальные сети



В 2006 г. рынок фармацевтики показывает неплохие темпы роста. При этом до сих пор он заполнен мелкими игроками, однако все четче просматривается тенденция к консолидации. Так, по оценкам компании «36,6», доля пяти крупнейших аптечных сетей в настоящее время не превышает 6–7 % российского рынка лекарственных препаратов. В то же время к 2010 г. в результате процесса консолидации 4–5 крупнейших российских аптечных сетей будут контролировать до 50 % российского рынка.

Так, аптечная сеть «36,6» активно расширяет свое присутствие на региональных рынках (например, в 2004 и 2005 гг. приобрела сеть аптек в Нижнем Новгороде, потратив примерно $15–20 млн, что позволяет сети «36,6» занять на местном рынке примерно 23–25 % и выйти в лидеры рынка розничных продаж). В 2006 г. компания проявила также интерес к группе «Европейский медицинский центр», основанной в 1989 г. и состоящей из двух отдельных центров: Европейского медицинского центра и Европейского стоматологического центра. Группа оказывает широкий спектр медицинских услуг, центры, по их собственным данным, посещают ежегодно свыше 100 тыс. пациентов. По оценкам экспертов, такая агрессивная стратегия компании связана с собственной подготовкой аптечной сети «36,6» к продаже. По разным данным, компания уже несколько лет ведет переговоры с английской сетью «Boots».

Справочно: аптечная сеть «36,6» состоит из более 500 аптек, к тому же в сеть входит фармацевтическое производство ОАО «Верофарм», имеющее производственные площадки в Воронеже, Белгороде и Покрове (Владимирская область). «Верофарм» по итогам 2005 г занимает третье место среди российских фармацевтических производителей по объему производства. Совокупный объем продаж сети за 2005 г. составил $305 млн. Прибыль до уплаты процентов, налогов на прибыль и амортизации (EBITDA) составила $21 млн. В 2005 г. компания направила на инвестиции $38 млн. В течение 2005 г. было открыто 139 новых аптек, 28 аптек были ребрендированы. Аптечная сеть «36,6» стала первой публичной российской компанией в своем секторе. Акции «36,6» в 2003 г. были включены в котировальный лист «Б» на РТС и допущены к торгам на ММВБ. Текущая капитализация компании составляет примерно $320 млн.


В заключение хотелось бы подытожить материал, рассматриваемый в этом разделе. Если объединить отдельные цели и задачи, преследуемые компаниями в рамках своей деятельности, то в целом можно выделить 4 основные группы:

1. Производственная. Здесь основная цель сделки M&A заключается в расширении производственных мощностей и повышении их загрузки, совершенствовании технологии и организации производственных процессов, улучшении логистики и т. п.


Например, в пищевой промышленности, в частности на пивоваренном рынке России, происходит изменение структуры функционирования игроков рынка. Можно сказать, что рынок выходит на новый этап своего развития, когда все доступные активы выкуплены крупными игроками и потребность в новых мощностях будет удовлетворяться за счет строительства новых.

Так, холдинг Sun Interbrew намерен начать строительство первого собственного завода под Иркутском (в городе Ангарске, что в 40 км от Иркутска). Объем инвестиций в строительство завода составит $70 млн, а его производительность примерно $40 млн. Строительство завода планируется завершить в конце 2007 г. Это позволит компании расширить свои производственные мощности в восточной части России и снизить затраты на транспортировку продукции. Надо сказать, что до этого компания занималась исключительно скупкой существующих предприятий. В то же время, по заявлениям руководства, компания не отказывается полностью от возможности приобретения существующих активов.


Вас заинтересует