IV блок. Спекулятивные операции

Одним из направлений использования слияний и поглощений для получения дохода являются спекулятивные сделки. Данная стратегия направлена на извлечение прибыли от разницы между существующей стоимостью компаний и их действительной рыночной стоимостью. Это целый сегмент рынка, который включает в себя как положительные, так и отрицательные стороны. Игроки этого рынка ведут себя как созидатели и разрушители – с одной стороны, они формируют добавочную стоимость компаний, способствуют развитию компании, переходу ее на качественно новый уровень своей деятельности, с другой – для извлечения максимального дохода игроки нередко разрушают компанию, «опустошают» ее путем продажи наиболее ценных и ликвидных активов. При этом дальнейшая судьба «выпотрошенной» компании, как правило, новых собственников уже не интересует – ее продают по остаточной стоимости или просто закрывают бизнес.


1. Приобретение активов, имеющих недооцененную рыночную стоимость


Следует сказать, что масштабная недооцененность российских компаний вызвала целую волну спекулятивных сделок М&А. Извлечение максимальной прибыли стало основной целью скупки активов, имеющих низкую рыночную капитализацию. Причем разница между куплей продажей таких компаний может достигать 500 %. Стремление максимизировать прибыль стимулировало распространение «враждебных» поглощений, которые, используя механизмы М&А, а также криминальные технологии, поставили этот вид бизнеса на широкую ногу.


В России с 2000 по 2006 г. можно насчитать более 10 000 враждебных «поглощений». И это только те, которые стали известны широкому кругу лиц.


В то же время надо отметить и стремление отдельных компаний цивилизованно развивать данный вид бизнеса. В этом случае компании не просто осуществляют скупку недооцененных активов, а ставят перед собой цель развить приобретенный бизнес – привлекают современный менеджмент, оптимизируют бизнес процессы, избавляются от неликвидных активов, реструктуризируют задолженность, разрабатывают антикризисные мероприятия и выстраивают стратегию дальнейшего развития предприятия. Это позволяет значительно повысить рыночную капитализацию приобретенной компании и в дальнейшем прибыльно реализовать компанию более крупному отраслевому игроку или стратегическому инвестору.

Здесь также хотелось бы провести различие между компаниями, занимающимися скупкой активов, имеющих низкую рыночную капитализацию, и компаниями, занимающимися формированием добавочной стоимости (речь о которых пойдет далее).


Вас заинтересует