2. Расширение рынка сбыта


Стратегия компании, направленная на расширение рынка сбыта, в отдельных случаях не только экономически оправдана, а просто необходима, для того чтобы расширить сектор потребителей, увеличить объемы производства, сократить цепочку посредников и т. д. Данная концепция развития присуща всем компаниям различной отраслевой направленности.


Компания «Татнефть» утвердила стратегию развития розничного направления, согласно которой к 2010 г количество заправок «Татнефти» в России должно увеличиться на 60 % (примерно 680). При этом объем инвестиций на реализацию данного направления может составить примерно $500 млн. Разработка стратегии развития связана с необходимостью расширения рынка сбыта для продукции Нижнекамского НПЗ в России. Однако компания может столкнуться с конкуренцией, так как аналогичной стратегии придерживаются и другие нефтяные компании (например, «Роснефть», ТНК ВР, «ЛУКОЙЛ» и др.). Справочно: основными акционерами компании «Татнефть» являются ОАО «Центральный депозитарий Республики Татарстан» (номинальный держатель 30,448 % акций), ИНГ Банк (Евразия)/ИНГ Депозитарий (номинальный держатель 20,9 %), ЗАО «Депозитарно клиринговая компания» (номинальный держатель 16,59 %), ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» (номинальный держатель 6,4 %). На территории России «Татнефти» принадлежит 408 собственных и арендованных АЗС, из них 34 в Москве и 93 в Московской области. В 2005 г компания реализовала свыше 1 млн т нефтепродуктов через свою сеть.


Надо сказать, что расширение рынка сбыта требует от компании значительных финансовых ресурсов, в связи с чем необходима выработка оптимального соотношения между получаемым компанией процентом сбыта и требуемыми вложениями для получения его. В противном случае лучше переключиться на реализацию других направлений, способствующих развитию компании или обеспечивающих улучшение ее конкурентных преимуществ.


3. Географическое присутствие или географическая диверсификация бизнеса


Вопросы географического охвата актуальны прежде всего для компаний торговли, пищевой отрасли (где продукция имеет ограниченный срок хранения и соответственно радиус распространения ограничен), компаний, специализирующихся на оказании услуг (страховые компании, бытовые услуги и пр.). В 2005 г. доля таких стратегий в общем объеме сделок слияний и поглощений составила примерно 8 % в количественном выражении (примерно 80 сделок) и 7 – в стоимостном (общая сумма сделок М&А составила $2,6 млрд). Надо сказать, что количество, а также стоимостное выражение таких сделок по сравнению с 2004 г. увеличились практически в два раза, что говорит об укрупнении игроков перечисленных секторов рынка. В этой связи наращивание конкурентных преимуществ посредством расширения рынков сбыта, практически одновременный выход в регионы основных игроков рынка позволяют региональным игрокам повысить стоимость своего бизнеса.


Вас заинтересует