Есть у государства желание получить контроль и над титановой отраслью. Так, госкомпания «Рособоронэкспорт» приобрела 41 % акций «ВСМПО Ависмы».

Справочно: «ВСМПО Ависма» занимает треть мирового титанового рынка. По предварительным данным, ее выручка в 2005 г. по US GAAP составила $746 млн, чистая прибыль – $228 млн. Капитализация «ВСМПО Ависмы» на РТС составляла примерно $2,1 млрд. Надо отметить, что основными контрагентами корпорации являются Boeing и Airbus, контракты с которыми обеспечивают около 30 % выручки «ВСМПО Ависмы».

Другой государственной монополией может стать рынок контейнерных перевозок в лице ОАО «Трансконтейнер», учрежденного на базе одноименного филиала ОАО РЖД. Компания располагает 23 тыс. платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров, 177 тыс. контейнеров, 47 терминалами. Уставный капитал ОАО – 13,9 млрд руб., 100 % акций компании принадлежит ОАО «Российские железные дороги». Варианты продажи стратегическим инвесторам 25 % акций «Трансконтейнера» будут рассмотрены в 2007 г.

Можно отметить и такие секторы экономики, как Интернет и платное телевидение, процессы М&А, в которых также не обходятся без участия госкомпаний. Так, за период с 2003 по апрель 2006 г. в российском секторе платного телевидения и интернет провайдинга была совершена 51 сделка на сумму около $1,5 млрд. При этом в сегменте кабельного телевидения было заключено 17 сделок слияний и поглощений на сумму $492 млн. Крупнейшие холдинги, в состав которых вошли операторы платного телевидения и интернет провайдеры: АФК «Система», «Нафта Москва» и «Ренова». На долю этих компаний приходится примерно 30–40 % рынка.

В заключение можно констатировать, что, конечно, зависимость страны от экспорта сырьевых товаров делает ее экономику уязвимой перед риском резкого падения цен на нефть и другое сырье. В связи с этим государство предпринимает шаги для увеличения своей доли в других отраслях и секторах экономики. Таким образом, можно с большой степенью уверенности прогнозировать увеличение активности государства в происходящих процессах слияний и поглощений, причем государство становится заметным игроком рынка М&А. Однако укрепление государственного контроля над российской экономикой может ограничить развитие частного сектора и происходящих рыночных реформ, которые необходимы для устойчивого развития экономики в целом. Такое противостояние приводит к конфликту интересов государства и частного бизнеса, что негативно отражается на экономике. В связи с чем компании для эффективной стратегии М&А необходимо четко выстроить алгоритм своих действий, чтобы успешно реализовывать планы своего развития.


Вас заинтересует