Как мы уже говорили, процесс приобретения корпоративного контроля может рассматриваться, с одной стороны, как простая сделка купли продажи, в которой объектом купли продажи является получение контроля над компанией. Однако в случае если компания фокусируется только на реализации этого постулата и не задумывается о слияниях и поглощениях как о своей продуманной, обоснованной стратегии развития, то это может быть чревато разного рода последствиями – начиная от потери своей доли рынка и заканчивая банкротством.

С другой стороны, необходимость развития компании посредством М&А заключается в том, что возникает ситуация, обусловленная различными факторами, при которой развитие компании только на базе имеющихся у нее активов (производственных мощностей, ресурсной базы и т. п.) уже невозможно. Для перехода компании на качественно новый уровень развития ей необходим значительный толчок, в результате чего и возникают предпосылки для использования стратегии М&А.

Надо сказать, что рассмотрение M&A в качестве стратегии развития требует подготовки и формирования внутренней структуры компании, которая учитывала бы будущие процессы слияний и поглощений. Необходимо принимать во внимание динамику и перспективы рынков сбыта, вырабатывать обоснованные решения, направленные на приобретение тех или иных игроков рынка, исходя из детального анализа всевозможных факторов, показателей и тенденций.

Конечно, стратегия слияний и поглощений вырабатывается на основе общей стратегии развития компании. На высшем уровне компании происходит оценка того, насколько слияния и поглощения соответствуют миссии и целям всего бизнеса, вписываются в общую его стратегию. По результатам такого анализа формируются цели и задачи слияний и поглощений. Вообще, весь процесс слияний и поглощений можно разбить на 3 основных уровня (рис. 2).

Рис. 2. Основные этапы процесса М&А


Таким образом, основные внутренние предпосылки для осуществления слияний и поглощений компанией, а также выработки стратегии М&А, на наш взгляд, выражаются в следующих факторах:

1) Достижении определенных финансово экономических показателей, которые требуют дальнейшего развития компании и перехода ее на качественно новый уровень и которых невозможно достичь посредством органического роста;

2) Выправлении финансового положения компании, когда слияние с другим игроком рынка позволит решить ряд неразрешимых проблем компании, а также избавит ее от возможного банкротства;

3) Устранении внутреннего или внешнего корпоративного конфликта, когда компания посредством М&А обретает новую форму публичности, что делает ее привлекательной для инвесторов;

4) Выгодном выходе собственника из бизнеса посредством частичной продажи и обмена своих акций на акции поглощаемой компании;

5) Желании акционеров получить доход на спекулятивности от сделок М&А.

Следует отметить, что если рассмотреть алгоритм действий компании при осуществлении слияний и поглощений, то можно выделить 7 основных этапов (рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм действий компании при осуществлении слияний и поглощений


Таким образом, успешность компании на рынке слияний и поглощений напрямую зависит от того, насколько эффективно будет реализован каждый этап. И в этом плане внутренним фактором развития процессов М&А как раз и будет являться выработанная стратегия компании в сфере слияний и поглощений.

Хотелось бы также сказать, что в России в последнее время все больше компаний рассматривают стратегию М&А с точки зрения долгосрочной перспективы, как элемент будущего динамичного развития компании, а не как одноразовую сделку по приобретению ликвидного актива, которая может принести сиюминутную выгоду ее акционерам.


Вас заинтересует