Одной из самых известных и самых массовых мистификаций 20-го века по праву считается радиопостановка “Война миров” сыгранная артистами MercuryTheatreontheAir под руководством Орсона Уэллса. Спектакль создавался по мотивам одноименного произведения Герберта Уэллса написанного в 1897 году.

Книга Уэллса считается первой, где была открыта тема вторжения пришельцев с другой планеты, которая стала чрезвычайно популярна в мировой научной фантастике XX века.

С радиопостановкой все получилось абсолютно непреднамеренно. Сам автор постановки узнал о том, что случилось лишь на следующее утро, и на такой резонанс явно не рассчитывал. Он просто хотел привлечь внимание критики и денежных мешков (Mercury Theatre on the Air в то время не имел спонсора). Действие повести было перенесено в современную Америку, но из сценария были исключены самые кровожадные эпизоды - например, тот, в котором марсиане пили человеческую кровь. Достоверность постановке придавала игра с радиошкалой, то есть включение в эфир других станций, и фиктивное обращение президента Рузвельта.

Воскресным вечером 30 октября 1938 года, слушатели радиостанции CBS услышали следующее сообщение: “Дамы и господа! Прослушайте последние известия. Странный объект, упавший сегодня вечером возле Гровер-Милл, Нью-Джерси, не является метеоритом. Это летательный аппарат, внутри которого находятся живые существа. Предположительно это авангард армии с планеты Марс”. В считанные минуты это сообщение вызвало панику у миллионов жителей Восточного побережья США и части Канады.

В соответствии с сюжетом оружие землян оказалось неспособным противостоять пришельцам, новые смертоносные машины продолжали приземляться и уничтожать людей и инфраструктуру, толпы людей бежали прочь от захватчиков. Приняв все за реальность, люди бились в истерике, выпрыгивали из окон, хватали первое попавшееся под руки и выбегали из домов. Дороги забили массы машин, которые неслись, не соблюдая правил. В госучреждениях, полицейских участках, больницах не переставая звонили телефоны, люди умоляли спасти их. Воинственно настроенные граждане требовали открыть арсеналы и раздать народу оружие, срочно минировать дороги на пути следования марсиан. Появились и свидетели, которые заявляли, что своими глазами видели все бесчинства марсиан и только чудом избежали смерти. Их красочные описания только подогревали панику.

Впоследствии, страх слушателей сменился гневом, обращённым на CBS. Многие из них подали в суд требования компенсации морального вреда. Все они были отклонены. В течение месяца после постановки в газетах появилось около 12,5 тысяч публикаций, связанных с ней.

В феврале 1949 года Леонардо Паэс и Эдуардо Алькарес поставили спектакль на местной радиостанции в столице Эквадора - Кито. Полиция и пожарные выехали из Кито на место мнимой высадки марсиан. Когда розыгрыш был раскрыт, толпы разгневанных эквадорцев напали на радиостанцию и редакцию El Comercio. Погибли 6 человек, включая племянника и возлюбленную Паэса, сам он эмигрировал в Венесуэлу.

В 1988 году пятидесятилетие радиопостановки было отмечено в Гроверс-Милл «марсианским фестивалем», ещё через 10 лет там был установлен памятник.