II блок. Выход на фондовый рынок (проведение IPO)


1. Увеличение капитализации


Другим направлением использования механизмов слияний и поглощений является желание владельцев бизнеса сделать свою компанию публичной, т. е. вывести ее на фондовый рынок – отечественный и зарубежный. Однако для достижения поставленной задачи необходимо, чтобы компания отвечала определенным требованиям, выдвигаемым инвестиционным сообществом (прозрачность компании, положительные финансовые показатели, срок функционирования и пр.). Кроме того, немаловажное значение успешности размещения заключается в восприятии инвесторами перспективности и масштабности предлагаемой компании. И здесь такой показатель, как капитализация компании, играет существенную роль. С этой целью компании стремятся перед выходом на публичный рынок максимально увеличить свою капитализацию, в связи с чем осуществляют приобретения ликвидных активов, способствующие повышению статуса компании. К тому же это позволяет решать несколько задач – увеличение капитализации компании и расширение бизнеса. По данным компании «КонсалтПром», для достижения указанных целей в 2005 г. было осуществлено примерно 150 сделок на общую сумму $21,2 млрд.

Вообще, актуальность данного направления в последнее время особенно выросла в процессах М&А, учитывая динамичное развитие отечественного фондового рынка и ажиотаж вокруг IPO со стороны российских компаний.


Компания «Базовый элемент», потратив около $550 млн на реструктуризацию приобретенных в 2005 г. строительных активов, планирует создать холдинг с капитализацией до $1 млрд с целью вывода его на биржу. При этом перед менеджментом компании поставлена задача: увеличить капитализацию компании после IPO. Надо сказать, что стоимость строительной компании складывается из ее имущества (в частности, принадлежащей ей недвижимости) и портфеля проектов. В настоящее время отечественные строительные компании на бирже представлены только фондом «Открытые инвестиции», который создал для вложений в недвижимость «Интеррос». Разместив на РТС в ноябре 2004 г. 38,5 % акций, фонд привлек $68,8 млн.

Справочно: ООО «Корпорация “Главстрой” создано для управления строительными активами Олега Дерипаски. В портфель активов «Главстроя» входят ОАО «ХК «Главмосстрой» (чистая прибыль по итогам 2005 г – 83,7 млн руб.), ОАО «Моспромстройматериалы» (оборот в 2005 г. составил более $150 млн), ОАО «Мосмонтажспецстрой» и СПК «Развитие». Управляющей компанией станет «Главстрой Менеджмент», которая является 100 % ной «дочкой» корпорации «Главстрой».


Такой же стратегии придерживается и холдинг «Марта», который намерен в 2006–2007 гг. увеличить стоимость активов своего девелоперского подразделения до $1 млрд. С этой целью планируется ввести в строй примерно 400 тыс. м2 торговых площадей. При этом дальнейшие планы компании нацелены на строительство торговых центров во всех городах России с населением свыше 400 тыс. чел. Мероприятия по увеличению капитализации связаны с IPO, намеченным RTM Development, на котором планируется разместить до 25 % акций компании, средства от него пойдут на реализацию проектов RTM Development до 2010 г.

Справочно: холдинг «Марта» создан в 2000 г. Головная компания холдинга – австрийская MARTA Unternehmensberautungs, в которой президенту «Марты» Георгию Трефилову принадлежит 75 % акций, а вице президенту Борису Васильеву – 25 % акций. Холдинг включает девелоперскую группу RTM, магазины под марками «Billa», «Гроссмарт», «Colours & Beauty» и интернет порталы по торговле бытовой техникой и электроникой 003.ru, m3x. ru, byttehnika. ru и другие компании. Выручка холдинга в 2005 г составила примерно $442,7 млн.


Вас заинтересует